В прошлой статье - "Адгезия в условиях дефицита лака", я рассмотрел адгезию пластика к клеящему карандашу ErichKrauze. После её написания, мне всё больше и больше нравится работать с карандашом. И дело не в том, что я уверен в его доставаемости. Я уже забыл, что такое печать без запаха! Увы и ах, лак "Нелли" на горячем столе пахнет. И дышать этим им, не то, чтобы очень приятно. А на карандаш что PLA, что Прототайпер - всё практически не ощущается.

Долго ли, коротко ли, а пришлось мне напечатать подставку под плату, которая по площади занимает почти весь стол принтера MZ3D. В принципе, это не парадная вещь, а на столе была не передняя панель прибора, но всё равно, стоит показать, что вышло:

Все неровности нанесения карандаша, видны на пластике. Я пробовал размазывать клей влажной салфеткой. Получается или равномерный рисунок, или такой слой клея, который не держит пластик. Возможно, у меня кривоваты руки, но увы, нанести клей ПВА  (это основной компонент карандаша) идеально ровным тонким слоем, мне оказалось не под силу.

Лирическое отступление: Зато углы совсем не оторвало! Даже чуть-чуть! Карандаш удержал их намного лучше, чем удерживает Нелли!

Итак. Казалось бы, в прошлом выводе я уже отметил, что в таких случаях, наносим остатки лака и не мучаемся... Но повторю... Теперь я понимаю, что мучаемся. ЗАПАХ! Поэтому было принято решение искать выход для случаев больших поверхностей, которые должны быть ровными.

И вот, значит, день думаю, второй думаю, третий думаю... Как открывается дверь, а на пороге -  ребёнок, пришедший с курсов. А на улице жарко... Поэтому у него в руках - вот такая штука:

Если что - марка "Первым делом" - это фирменная марка магазинов "Дикси". А так - есть у меня мнение, что его наливают из той же бочки, что и в бутылки с наклейкой "Никола". А ведь квас многие рекомендуют в сети для адгезии. Само собой, я отлил немного, и начал эксперименты.

Пробовал наносить влажной салфеткой, как тампоном. Стекается в капли. Пробовал эти капли размазывать. Получается слой, который совершенно не держит пластик. Плюнул я на это дело, всё выключил и решил, что не судьба... И вдруг обратил внимание вот на такой распылитель:

Наливаю квас в него, начинаю пшикать на стекло. Достаточно быстро удалось получить ровную лужу. Но она упорно не хотела сохнуть при температуре стекла 75 градусов. Не вопрос, греем до сотни! Начинает испаряться, со временем получается достаточно липкий слой.

Начинаем печатать.  Периметры удерживаются просто замечательно. А что касается заполнения... Я попытался на ходу поймать суть проблемы:

Давным-давно, у меня была точно такая же проблема на каптоне. Я публиковал снимки на одном форуме, мне давали советы по решению... Сказал тогда, скажу и сейчас: Этот же слайсинг этим же пластиком при этой же калибровке стола идеально работает и на Нелли, и на карандаше. Просто пластик не идеально садится на слой кваса. При этом, периметр получился очень даже недурной, именно заполнение плохое. А когда я перешёл с послушного Прототайпера на капризный PLA, и периметры стали не ахти.

Чем отличается периметр от заполнения? Скоростью. Снизил скорость на PLA вдвое - получилось вполне себе не дурно. А после печати, крокодила от горячего стекла не оторвать. Надо ждать, когда остынет. То есть, адгезия приличная.

Итого, имеем следующий алгоритм действий:

  1. Прогреваем стол до 110 градусов
  2. Ставим защитную бумажку, как я советовал вот тут - http://yes3d.ru/blogs/blog/3d-lak-i-goryachiy-stol
  3. Брызгаем квасом. Он кое-где стечётся. Даём подсохнуть и на проплешины брызгаем ещё. Должна получиться лужа, как показано на рисунке:

  1. Ждём, когда лужа перестанет испаряться
  2. Остужаем стол до рабочей температуры (я предпочитаю 75 градусов для PLA и Прототайпера)
  3. Печатаем. Скорость первого слоя ставим совсем маленькую

Попутно упомяну, что я также проверил вариант со сладким квасом, так как некоторые авторы рекомендуют именно его. Была некоторая надежда, что сахар обеспечит какие-то иные свойства, и размазываемость будет лучше. Увы. Опущу все шаги эксперимента, ибо стало только хуже.

Заключение

Квас действительно обладает неплохими адгезионными свойствами. Он удерживает пластик как минимум, не хуже, чем лак. При этом, в отличие от клеящего карандаша, он наносится на поверхность ровным слоем. Так же, как клеящий карандаш, квас не даёт неприятного запаха, характерного для лака (а имеет приятный). Тем не менее, процесс подготовки - намного более сложен. А квас проверенной марки обеспечивает укладку первого слоя, сравнимую с каптоном. К сожалению, эта укладка для мелких деталей может оказаться недостаточной. Частичным решением может стать снижение скорости печати первого слоя.

Следовательно, где не требуется идеально ровный блестящий нижний слой, автор рекомендует всё-таки пользоваться клеящим карандашом. Выбирать квас или лак для блестящего первого слоя - вопрос сложный. Квас проще купить, квас не имеет неприятного запаха. Но на лак лучше ложится рисунок. Возможо, следует попытаться найти квас с другой рецептурой, на которую пластик ляжет лучше.

C уважением В.Ш.