Когда я написал про то, как бороться при 3D печати со "звоном" путём устранения ускорений, мне не давал покоя вопрос: "Ну хорошо, ну вот мы побороли этот звон, а в чём его физическая сущность?"

Пришлось перебрать массу форумов, а также поставить массу экспериментов, чтобы понять, что и как. После чего стало понятно, почему в определённых местах крокодила такие морщинки, а не другие. Правда, пока не совсем ясно, можно ли как-то бороться с проблемой, не сильно роняя ускорения. Но тем не менее, зная физику, думать будет проще.

Итак. Печатающая головка 3D принтера летит на всех парах. Вдруг ей говорят: «Родная, неплохо бы повернуть». Соответственно, она прекращает свой путь по текущей оси и начинает по другой. Всё бы ничего, но резко прервать путь невозможно. Возьмём, скажем, пакет с продуктами, понесём его, а затем – остановим и начнём движение по другой оси. Что выйдет? Он несколько раз качнётся по старому пути движения. И чем резче мы его остановим, тем больше он качнётся (собственно, вот так и влияют ускорения).

Давайте посмотрим на многострадального крокодила, сделанного на примере 3D принтера Makergear M2. Его внешний периметр печатается вот в этом направлении:

Снимок_экрана_2016-01-18_в_17.36.13.png

Морда более-менее закруглена

Снимок_экрана_2016-01-18_в_17.36.32.png

Получается, что головка останавливается относительно плавно. Так что волна на морде не очень существенная и достаточно быстро спадает

Снимок_экрана2016-01-18_в_17.36.48.png

Ещё более кругло выглядит шея

Снимок_экрана_2016-01-18_в_17.37.08.png

Поймать на ней волну фотоаппаратом вообще сложно. Буквально пара гребней. Собственно, на рисунке выше её видно. Ну, вот ещё хоть что-то

Снимок_экрана_2016-01-18_в_17.37.27.png

И дальше всё, что началось от шеи, идёт ровной линией.

Самое ужасное – ноги. Там головка делает резкий поворот. Лучше всего фотоаппарат его ловит от задних ног

Снимок_экрана_2016-01-18_в_17.37.40.png

Волна затихает очень долго. Но к концу хвоста всё-таки успокаивается.

От передних – глазами всё ловится идеально, фотоаппаратом – хуже. Но вот как-то так

Снимок_экрана_2016-01-18_в_17.38.02.png

Собственно, все результаты прекрасно ложатся на эту теорию.

Какие из всего этого следуют выводы? Нет, ну из положительных выводов – понятно, почему ускорения решают проблему, а также почему лучше проектировать модели без резких углов, а со скруглениями. Все остальные выводы, увы, скорее говорят, в какую сторону смотреть бесполезно, чем в ту, в которую стоит смотреть. Хотя, откидывание заведомо бесполезных путей – оно же время экономит на эксперименты, что тоже полезно.

Ну, и на закуску – пока рылся по форумам, нашёл ссылку на замечательную модель для тестирования звона (там он называется резонансом). Именно просмотр той модели и дал мне полное понимание, что в крокодиле почему возникло…

Снимок_экрана_2016-01-18_в_17.38.57.png

http://www.thingiverse.com/thing:8870

 Resosnace_0v0.stl Last updated: 05-28-11  912 233kb

С уважением ВШ