Перед Вами вторая статья из цикла из цикла "Основы 3D печати". Первую статью можно найти здесь: "Основы 3D печати Часть 1".

В этот раз мы поговорим об истории 3D индустрии и узнаем с чего собственно, всё начиналось.

Намек на первые технологии 3D-печати появился впервые в поздних 80-х, в то время это называлось «технологии быстрого прототипирования» или RP. Все потому что изначально эти процессы были придуманы для более быстрого и экономичного создания прототипов для разработки продуктов в промышленности. Что интересно, самая первая заявка на патент на RP-технологию была подана доктором Kodama в Японии, в мае 1980. К сожалению доктор ничего не получил, и на самом деле о 3D-печати можно было говорить только с 1987 года, когда патент все-таки выдали для стереолитографического аппарата (SLA).

Принадлежал он некому Charles Hull, который первым изобрел SLA машину в 1983 году. После этого он продолжил деятельность с 3D Systems Corporation - одной из самых больших организаций, занимающих отрасль 3D-печати и по сей день.

3Dprinting_history.png

Первая коммерческая RP-система SLA-1 была представлена в 1987 году и после тщательных испытаний была продана в 1988. Но это была не единственная RP-технология, находящаяся в разработке в то время, в 1987 Carl Deckard, работавший в университете Техаса, подал заявку на патент в соединенных штатах на Selective Laser Sintering (SLS). Этот патент был выдан в 1989 году и SLS-технология была лицензирована DTM Inc, которая в последствии была приобретена 3D Systems Corporation.

1989 оказался также годом, когда Scott Crump, со-основатель Strarasys Inc. запросил патент на Fused Deposition Modelling (FDM) - частную техологию, которая до сих пор используется компанией, а также многими машинами начального уровня, основывающимися на открытой RepRap модели. Патент на FDM был получен Stratasys в 1992 году. в Европе, 1989 год запомнился формированием EOS GmbH в Германии, основанной Hans Langer. После работы с SL-процессами EOS’ R&D сфокусировались на лазерном спекании (LS), которое продолжает набирать мощь.

На сегодняшний день EOS-системы известны по всему миру благодаря качественным результатам в промышленном прототипировании и производственным успехам. EOS продали свою первую Stereos систему в 1990 году.

ABAAAgeT8AH-7.jpg

Другие технологии 3D-печати так же возникали в эти годы, например Ballistic Particle Manufacturing (BPM), запатентованая William Masters, Laminated Object Manufacturing (LOM), Solid Ground Curing (SGC) и «three dimensional printing» (3DP). В итоге с начала 90-х начался рост числа конкурирующих компаний на RP-рынке, но только три родоначальника технологии остаются сейчас - 3D Systems, EOS and Stratasys.

На протяжении 1990-х и ранних 2000-х годов появлялось множество новых технологий, по прежнему нацеленных исключительно на промышленном применение, и несмотря на то, что в значительной степени они предназначались для прототипирования, R&D начали работу с более продвинутой технологией для особых инструментов, литья и промышленного применения. Так в терминологии появилась новая технология Rapid Tooling (RT).

В середине 80-х годов, сектор начал показывать признаки отдельной диверсификации двух конкретных областей, которые сегодня гораздо более четко определяются. Во-первых, 3D-печать была слишком дорога и была нацелена на производство сложных деталей с высокими техническими характеристиками и по высокой стоимости.

Это наблюдается и сейчас, но в этой области появляются видимые результаты в аэрокосмической, автомобильной, медицинской промышленности и небольших ювелирных секторах. С другой стороны, некоторые производители 3D-печатных систем развивались и фокусировались на продукции для офисов, удобной для пользователей и доступной в цене.

Оборачиваяся назад, можно сказать, что это было лишь затишье перед бурей.

В самых низах рынка остались 3D-принтеры, которые рассматриваются как что-то среднее между этими двумя секторами, и вместе с улучшениями в точности печати, скорости и 3D материалах начали возникать ценовые войны.

В 2007 году на рынке появилась первая 3D–система до 10000$ от 3D Systems, но она не добилась своей цели. Отчасти это связано с самой системой, но и другие рыночные механизмы смогли повлиять на ситуацию. Реальным прорывом в то время было бы производство принтера стоимостью до 5000$, по мнению многих работников отрасли это было бы ключом к гораздо более широкой аудитории.

Большую часть этого года ожидался приход Desktop Factory, который по предварительным оценкам мог бы справиться с этой задачей. Но это ни к чему не привело, так как компания оступилась в марафоне продукции. Desktop Factory был приобретен 3D Systems Corporation и практически исчез.

Screen-shot-2010-10-05-at-10.17.04-PM-600x516.png

В январе 2009 первый коммерчески доступный 3D-принтер, базирующийся на концепции RepRap был доступен для покупки. Это был BfB RapMan 3D-принтер. 2012 стал годом, когда в 3D-печати появились альтернативные процессы на рынке начального уровня. B9Creator, используя технологию DLP, появился в июле, следом за ним Form 1, использующий стереолитографию в декабле.

Оба проекта были запущены через Kickstarter, и оба пользовались огромным успехом. В этом же году многие медийные сообщества обратили внимания на эту технологию, возрастали возможности применения. К 2013 году начался значительный рост и укрепление отрасли. Одним из самых значительных событий стало приобретение Makerbot Stratasys’ом.

Объявленная кем-то еще одной промышленной революцией, 3D-печать заняла свой сектор и имеет огромный потенциал, который постоянно демонстрирует будущему потребителю. Какую форму приобретет этот потенциал, мы узнаем в будущем.

timeline1.pngtimeline2.png